Моя Карелия:история края

Методический сайт для сопровождения предметов регионального содержания

 

методический материал подготовила

студентка ИИПСН направления подготовки

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки):

История и Обществознание

Ю. С. Каминная

 

Задания к видеоролику «Как дела, Варкаус Здравствуй, Петрозаводск»

 

Посмотрите отрывки из видеоролика (00:00-12:16, 19:47-25:06) «Как дела, Варкаус? Здравствуй, Петрозаводск» (русские субтитры). Ответьте на вопросы и выполните задания.

Вопросы к видеоролику:

1. О каком фильме, снятом совместно советской и финской стороной, шла речь в видеоролике? О чём он повествует?

2.Какие мероприятия были проведены в рамках празднования 50-летия дружбы Петрозаводска и Варкауса в 2015 году? О чем они свидетельствуют?

Задание к видеоролику  – верны или не верны следующие утверждения:

1.Установление контактов между Варкаусом и Петрозаводском первоначально не входило в планы городских властей с обеих сторон. Варкаус хотел установить связи с белорусским городом Витебском, а Петрозаводск с финским городом Куопио.

А) верно

Б) неверно.

2.Первый официальный визит представителей Варкауса в Петрозаводск был в 1963 году.

А) верно

Б )неверно.

Пояснение: Первый официальный визит представителей Варкауса в Петрозаводск состоялся в 1965 году.

3.В 1965 году после направления письма председателя исполкома Петрозаводского городского Совета Ивана Гришкина мэру Варкауса Эйно Э. Салми с предложением установить дружественные связи между Петрозаводском и Варкаусом было принято решение о незамедлительном подписании Договора о побратимских связях между этими городами.

А) верно

Б) неверно.

Пояснение: В августе 1965 года между Варкаусом и Петрозаводском было подписано соглашение о породнении. Официальный договор о дружбе и сотрудничестве был заключён лишь в 1975 году.

4.Город Петрозаводск до 1950-х годов не имел опыта побратимских связей, поэтому для него было важно устанавливать дружественные связи с иностранными городами в разных направлениях (культурно-творческом, спортивном и др.).

А) верно

Б) неверно

5.Между Петрозаводском и Варкаусом установилась традиция проведения Дней дружбы каждые пять лет, которая сохраняется и по сей день. Согласно этой традиции, когда юбилейная дата оканчивается на цифру «пять» - праздник проводится в Петрозаводске, когда же на «ноль» - праздник проводится в Варкаусе.

А) верно

Б) неверно

6.В 1978 году в Петрозаводске именем Варкауса была названа набережная, а в 1979 году в центре Варкауса появилась улица Петрозаводская.

А) верно

Б) неверно

Пояснение: В 1978 году в центре Варкауса улица получила название Петрозаводская, а через год уже в Петрозаводске появилась набережная Варкауса.

7. Варкаус – довольно молодой промышленный город. Помимо этого, он имеет богатую историю кораблестроения.

А) верно

Б) неверно

 

Из челобитной крестьян заонежских погостов

1658 г., после 7 марта

Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великие и Малые и Белые России самодержцу, бьют челом холопы твои … сержанты и капралы и все рядовые солдатишки. В прошлом, государь … году, по твоему государеву указу, были мы холопы твои на твоей государевой службе под Псковом с боярином и воеводою со князем Иваном Никитичем Хованским, а … служим мы холопы твои тебе великому государю по вся годы в литовских и в немецких городах и в походах беспрестанно, лето и зиму; и будучи на твоей государевой службе, оскудели большой скудностью, а в деревнишках, государь, наших пашнишки не паханы и домишки наши запустели, а иные многие бродят по миру... А сколько, государь, у нас холопов твоих из наших погостов на твоих государевых службах побито и померло, и в полон поймано, и дома померло, … а многие, государь, солдаты разбежались безвестно. Да в прошлом же, государь … году выслано нас холопов твоих солдат и драгунов на твою государеву службу во Псков 1000 человек; а иные, государь, солдаты были на твоей государе службе под городом под Корелой …; а иные, государь, на Олонце живут для оберегания города. И домишки, государь, наши стали пусты, и женишки и детишки наши помирают голодною смертью. А наши, государь, погосты… стоят по немецкому рубежу, и от приходу немецких[i] людей оберегать будет домишки … некому...

 

История Карелии в документах и материалах (с древнейших времен до начала XX в.) / Под. ред. А.И.Афанасьевой. Петрозаводск, 2000.  С. 20-21

 

  1. Какого рода службу и где несли пашенные солдаты?
  2. Как служба в пашенных солдатах сказалась на положении крестьян заонежских погостов?
  3. Охарактеризуйте на основе данного документа отношение крестьян к царю.

 

Драгун ‑ конник, по оружию и приемам способный также для пешего боя.

Оскудеть – обеднеть

Полон ‑ плен

Холоп ‑ в Древней Руси: человек, находящийся в зависимости, близок к рабству. В России XVII в. всякий подданный независимо от своего положения так именовал себя при обращении к царю, подчеркивая, что он его покорный слуга.

Челобитная — в России до начала XVIII века: письменное прошение.

 

[i] Немцами в России XVII в. называли всех западноевропейцев.

В этом разделе размещены...

Выберите, для какого класса вы хотели бы посмотреть соответствующие материалы.

 

Интеллигенция Карелии: развитие здравоохранения и образования во второй половине XIX в. документы и задания

Документ 1

 

Из газеты «Олонецкие губернские ведомости» - о причинах непосещения крестьянскими детьми школы

сентябрь 1914 г.

Причин, благодаря которым дети остаются безграмотными, несколько. Не ходят они в школу по бедности родителей, которые не могут приобрести для них одежды и обуви и заставляют нянчиться с детьми, или - потому, что расстояние до школы значительно, или, наконец, потому, что родители не нашли это нужным. "Мы неученые были, да зато же прожили", - говорят обыкновенно они.

 

Вопросы:

  1. Что являлось серьезным препятствием на пути развития образования в Карелии?
  2. Как вы считаете, были ли эти проблемы типичны для России в целом?
  3. Согласны ли вы с аргументами крестьян, отказывавшихся учить своих детей?

 

Страницы истории народного образования Карелии. XVII- XXI вв. URL: http://www.gov.karelia.ru/Power/Ministry/Education/History/19c_01.html

 

 

Документы 2-3

Из воспоминаний школьной учительницы о пути из Кеми к месту своей работы в д. Вокнаволок[1]

До Кеми я ехала на пароходе «Ольга» мурманской компании, потом я должна была высадиться в Кеми и продолжить свой путь как придется: на лошадях, пешком и в карбасах… Семь верст мы ехали на лошадях, а остальные десять верст до села Подужемья в карбасе. Приехали сюда поздно вечером. Пришлось заночевать и мы решили выехать утром часов в шесть. До станции Погоской есть два пути: один – подниматься по порогам в карбасе восемьдесят, другой – Панозеро, пешком до Маслозера сорок верст, потом пятнадцать верст в лодке, опять пешком тридцать верст и так далее, то пешком, то в лодке. Начальник пошел по последнему пути, а мы с учительницей избрали первый…. Решили ехать по порогам. Нам пришлось плыть три дня и все время под дождем. В первый день мы проехали, не выходя из лодки, 25 верст. К вечеру, когда стало уже темно, нам попалась на берегу лесная избушка и мы пристали переночевать. На другой день нас разбудили в пять часов подводчики, говоря, что чайник готов и надо ехать вперед. Проехав несколько сажен в лодке, мы были вынуждены выйти из нее и идти пешком три версты по лесу, в то время как наши гребцы тянули лодку бечевой… В одном месте неожиданно мелькнул огонек на берегу, и мы  обрадовались. На берегу оказалась изба. Она оказалась небольшой и в ней сидели  в тесноте 5 человек – ловцы рыбы. Деться было некуда, и мы просили, чтоб нас пустили обогреться, так как от холода наши озябшие ноги едва двигались… »

 

Словарь:

Карбас - парусно-гребное судно среднего размера

 

Илюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале XX в. Санкт-Петербург, 2007. С. 22.

 

Из воспоминаний сельской учительницы

Я прожила в деревне только четыре месяца, занималась с любовью с детьми, но жить мне было тягостно. Я люблю музыку, но где она там? Хотелось читать – нечего, выйти некуда. Крестьяне меня не взлюбили – барышня. Я не могла подойти к ним близко

 

Русская школа. 1902. № 5-6

 

Вопросы:

  1. Какие трудности поджидали молодого учителя в деревне?
  2. Как Вы думаете, почему молодежь ехала работать учителями в деревню?

 

Документ 4

Из отчета о состоянии начальных народных училищ Петрозаводского и Олонецкого уездов за 1867 г.

 

Сямозерская школа:

  • Учитель: М.Миролюбов;
  • Количество учеников: 4 мальчика и 2 девочки;
  • Средства содержания: не имеет;
  • Местонахождение: помещается в доме пономаря Попова, комната для училища и семейства пономаря одна;
  • Классные принадлежности: нет;
  • Писчие материалы: дети зажиточных крестьян боятся приносить свои, беднейшие за неимением оных остаются без упражнений в чистописании;

— учебные пособия: нет, кроме букварей, приобретенных на
церковную сумму. Дети упражняются в чтении по разнообразным книгам духовно-нравственного содержания.

Учитель М. Миролюбов по предложению епархиального начальства назначен с сентября 1867 г., денег на содержание училища нет; …

 

Салменижская школа:

  • учитель: А. Малинин;
  • количество учеников: 7 мальчиков и 1 девочка;
  • средства содержания: не имеет;
  • местонахождение: помещается в кухне наставника, дьякона,
    помещение не может быть удобным;
  • классные принадлежности: нет;
  • писчие материалы: отопление, присмотр за чистотой и писчие материалы доставляет наставник;
  • учебные пособия: нет, кроме малочисленных букварей, приобретенных на церковную сумму. Мальчики читают собственные часословы и псалтири, по арифметике занимаются на счетах.

Член училищного совета Марцианводского прихода священник Лавров; …

 

Святозерская школа:

  • учитель: Феофилакт Лысков;
  • количество учеников: 9 мальчиков и 2 девочки;
  • средства содержания: наставник трудится даром;
  • местонахождение: помещается в доме священнической вдовы Вороновой в одной из комнат нижнего этажа, помещение удобное, имеется стол и скамейка;
  • писчие материалы: нет;
  • учебные пособия: мальчики упражняются по собственным часословам и псалтирям или по книгам, выдаваемым из церковной библиотеки. Младшие мальчики читают по азбуке.

Феофилакт Лысков … усвоил необходимые правила педагогики. Видно и усердие к делу преподавания.

 

Калинина Е.А. Народные школы Олонецкого края в XIX – начале XX века. СПб, 2009. С. 69-70

 

Словарь:

Дьякон – первая степень священнослужителя в Церкви

Пономарь - служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, прислуживать при богослужении.

Псалтырь -  библейская книга Ветхого Завета, включающая тексты псалмов.

Часослов - наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий.

 

Вопросы:

  1. Чем сельская школа 1860-х отличается от современной?
  2. Как Вы считаете, существование таких школ было тормозом для развития Карелии или наоборот, способствовало прогрессу?

 

 

Документы 5-6

Карельские крестьяне о школе

  • Сидим мы тут, что ведмеди в берлоге, да лапу сосем; ничего-то мы не видим и не слышим, что нам скажи, всему, дураки, поверим.
  • Нечего им (ребятам) баловаться, за собаками с палками бегать, ведь только обутку рвут, а в школе хоть что умное услышат, или принесут книжку да почитают что-нибудь про божественное или хорошее, и мы послушаем.
  • Принесут из правления бумагу какую, сунут тебе, а ты верти да пяль глаза, что вычитаешь, какие там у тебя дела развелись.
  • Тот кто знает русский язык, имеет к обеду не одно блюдо, а два.

 

Жительница д. Вохтозеро[2] о роли учителя в деревне

Заболеет кто в деревне – к нему, скотина заболеет - тоже к нему… Заявление писать в волостное правление, или земскому начальнику, или в город, в земскую управу, опять к нему же.

 

Вопрос:

  1. Какую роль играл учитель в жизни деревни?

 

Документ 7

Из  отчета  о состоянии Олонецкой губернской гимназии за 1886/87 учебный год - о поведении учащихся

18 августа 1886 г. - 6 июня 1887 г.

...Проступки учеников в отчетном году, сопровождавшиеся соответствующими взысканиями, были следующие:

шалость на уроках - 68 случаев взыскания

шалость в перемену - 45

шалость на молитве - 7

шум пред входом учителя - 9

неприготовление уроков по лености – 52 …

списывание работ – 2 …

исправление отметок - 2

курение табаку – 7 …

Итого - 287 случаев

Что составляет 1,28 проступка на каждого из 234 учеников.

Дисциплинарные меры употреблялись указанные в правилах о взысканиях 4 мая 1874 г.: внушения, увещания, выговоры со стороны преподавателей, классных наставников, … директора. В случае недействительности этих мер, воспитанники оставлялись в гимназии после уроков, а иногда и в праздничные дни после литургии, на время от 0,5  часа до 4 часов… Более серьезные проступки влекли за собою заключение в караул на определенное правилами время

 

Петрозаводск: 300 лет истории: Документы и материалы. Кн. 2. Петрозаводск, 2001.  С. 227-228/

 

Вопрос:

Чем гимназия XIX в. отличалась от современной школы?

 

Документ 8

Школьные приметы

  • Нельзя оставлять книгу раскрытой – все забудешь.
  • Хорошо класть раскрытую книгу на ночь под голову -  тверже будешь помнить.
  • Чтобы учитель не был сердитым и более щедро ставил отметки, подавали ему новое перо, подсыпали соли под учительский стол и стул, читали про себя «Отче наш»,
  • Чтобы не быть спрошенным, в парту втыкали булавку, находили сучок на парте, держались за него и повторяли: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его»

 

Суеверия школьников // Олонецкие губернские ведомости. 1900. 5 сент.

 

 

Документ 9

Из характеристики земской управы акушерке А.А.Ладвинской, четверть века прослужившей в Повенецком уезде

 

1915 г.

[начало ее профессиональной деятельности пришлось на пору, когда население] недоверчиво относилось к деятельности акушерок …, а если кто и приглашал акушерку, то, согласно народных предрассудков и суеверий, старался делать это скрытно от окружающих, дабы роды прошли успешнее, почему акушерке приходилось пробираться  роженице под покровом ночи, окольными путями, через изгороди, по рытвинам и затворкам, к тому же самые роды происходили, по поверью населения, вдали от взоров народа – в хлеву, чулане или нежилой избе…

 

Илюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале XX в. Санкт-Петербург, 2007. С. 27.

 

Словарь:

Акуше́рка - средний медицинский работник, специализирующийся на оказании помощи беременным и роженицам во время родов.

 

Вопросы:

  1. О каких особенностях работы земских врачей говорит данный документ?
  2. Какую роль играл врач в жизни деревни?

 

 

[1] Деревня на территории современного Костомукшского городского округа

[2] Вохтозеро - деревня на территории современного Кондопожского района.