поурочная разработка подготовлена
студенткой ИИПСН направления подготовки
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки):
История и Обществознание
Ю. С. Каминной
Тема урока Монументальное искусство и скульптура
Тип урока урок открытия новых знаний
Цель урока формирование у учащихся представлений об особенностях развития монументального искусства и создании скульптур в Карелии в XX веке
План урока:
1.Монументальное искусство и скульптура КАССР в 1920-1930-х гг.
2.Монументальное искусство и скульптура Советской Карелии в послевоенный период
3. Монументальное искусство и скульптура КАССР в 1960-1980-е гг.
4.Монументальное искусство и скульптура в Республике Карелия
Задачи урока:
1.обучающие:
- ознакомить учащихся с особенностями развития монументального искусства и созданием скульптур в КАССР в 1920-1930-х гг.
- изучить особенности развития монументального искусства и скульптуры Советской Карелии в послевоенный период
- сформировать у учащихся представление об истории создания и установления скульптур-подарков городов-побратимов Петрозаводска на Онежской набережной в 1990-х гг. – начале XXI в.
2.развивающие:
- развивать умение выявлять необходимую информацию при работе с текстовым и аудиовизуальным материалом в ходе выполнения заданий урока
- развивать умение систематизировать знания в ходе заполнения таблицы на учебном занятии
- продолжить формирование умения работать в группах при решении учебных задач на занятии
- способствовать развитию умения анализировать и оценивать результаты собственной деятельности на учебном занятии
3.воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся основ гражданской идентичности, чувства сопричастности к истории края
- продолжить развивать познавательный интерес учащихся к предмету посредством их активной учебной деятельности в ходе индивидуальной работы и работы в группах по выполнению различных заданий
- способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к истории края
Основные понятия:
Монумент, памятник, скульптура, города-побратимы, авангардистская скульптура.
Даты:
1933 г. – открытие памятника В. И. Ленину в Петрозаводске
1991 г. – установка скульптуры «Рыбаки», заложившей традицию дарения скульптур городами-побратимами на Онежской набережной.
Персоналии:
Матвей Манизер – автор памятников В. И. Ленину и С. М. Кирову в Петрозаводске
Рафаэль Консуэгро – автор скульптуры «Рыбаки» в Петрозаводске на Онежской набережной
Лео Лангинен (Ланкинен) – скульптор, живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР (1973), действительный член Академии художеств СССР (1986)
Геннадий Ланкинен (Лангинен) – скульптор, художника театра, заслуженный деятель искусств РК
Вальтер Сойни – автор скульптуры «Петух» и скульптурного портрет Г. Державина.
Формы работы учащихся: беседа с учителем в вопросно-ответной форме, индивидуальная работа в ходе составления кластера, работа в группах по заполнению таблицы и в ходе выполнения заданий по карточкам, фронтальный опрос, выполнение теста, рефлексия.
Формы работы учителя: беседа с учащимися в вопросно-ответной форме, организация индивидуальной работы учащихся по составлению кластера, организация групповой работы учащихся, проведение фронтального опроса, теста и рефлексии.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал – карточки с информацией о скульптурах-подарках городов-побратимов Петрозаводска.
Домашнее задание: параграф 2, с.182-183, раздел «Культура Карелии XX века» –заполнить разделы кластера «Монументальное искусство и скульптура в КАССР в 1960-1980-е гг.», «Монументальное искусство и скульптура в Республике Карелия на современном этапе».
К поурочной разработке прилагается презентация «Монументальное искусство и скульптура». Презентация расположена на сайте в разделе «Презентации».
К поурочной разработке прилагается видеоролик «Скульптуры-подарки городов-побратимов Петрозаводска». Он расположен на сайте в разделе «Аудио- и видеоресурсы»
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности
Регламент - 2 минуты
Речь учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать историю культуры Карелии XX века. Однако прежде чем узнать тему урока, вам надо разгадать загадки.
[Слайд № 1. Отгадайте загадки]
Предполагаемые ответы учеников. Скульптуры. Памятник
[Слайд № 2. Ответы]
Речь учителя. Итак, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Предполагаемый ответ учеников. О памятниках и скульптурах Карелии.
Речь учителя. Давайте запишем тему нашего занятия «Монументальное искусство и скульптура». Напомню вам, что в латинском языке слово «monumentum» означает памятник.
[Слайд № 3. Тема занятия «Монументальное искусство и скульптура»]
II.Актуализация знаний
Регламент – 4 минуты
Работа с понятиями
Речь учителя. Ребята, а знаете ли вы, в чём разница между памятником и скульптурой?
Предполагаемый ответ учеников. Скульптура – это в первую очередь разновидность искусства, а памятник – это также вид искусства, несущий в большей степени историческую ценность. Памятник формирует и поддерживает воспоминания о людях, событиях.
Речь учителя. Давайте мы с вами прочитаем высказывания известных людей о памятниках и скульптурах и проанализируем их.
[Слайды №№ 4, 5. Высказывания Бенвенуто Челлини и Сергея Бесчастного]
Речь учителя. Итак, как же авторы высказываний представили, что такое памятники и скульптур?
Предполагаемые ответы учеников. Скульптура – это в первую очередь вид искусства, памятник – это сооружение, отражающее историю.
Речь учителя. А как вы понимаете, что такое «восклицательные знаки истории»?
Предполагаемые ответы учеников. Восклицательные знаки истории – это важные события, знаменитые люди, увековеченные в памятниках за вклад в историю страны.
Речь учителя. Как вы думаете, зачем люди создавали памятники и скульптуры?
Предполагаемые ответы учеников. Памятники создавались для увековечивания памяти о героях, событиях. Скульптуры, как и памятники, могут быть посвящены знаковым персонам и событиям, а также могут служить декоративным украшением того или иного места. Кроме того, значение скульптур может иметь психологическую направленность с целью осмысления людьми каких-либо явлений.
III.Изучение нового материала
Регламент – 29 минут
Составление кластера
Регламент – 10 минут
Речь учителя. Теперь мы с вами приступим к рассмотрению истории развития монументального искусства и создания скульптур в Карелии в XX веке. На слайде вы можете видеть основные подтемы, которые мы сегодня изучим.
[Слайд № 6. План урока]
Речь учителя. Сейчас вашей задачей будет самостоятельно прочитать материал учебника на страницах 179-182 (до слов «Карельские скульпторы в 1960-1970-х гг. …») и по ходу прочтения составить кластер в ваших тетрадях. Образец кластера представлен на слайде. К каждому разделу (подтеме) необходимо дать краткое описание того, что изображалось на скульптурах, кому посвящались памятники. Кроме того, к каждой подтеме необходимо привести примеры архитектурных объектов с указанием их создателя/ей.
Не забудьте оставить место для заполнения нижней части кластера (по подтемам о монументальном искусстве и скульптуре в 1960-1980-е гг. и 1990е-2000-е гг.) Эту работу вы будете самостоятельно делать в качестве домашнего задания.
! На выполнение задания 10 минут.
[Слайд № 7 . Кластер – исходный вариант (для учащихся). Приложение 1 – образец заполненного кластера (для учителя)]
Регламент – 3 минуты
Речь учителя. А сейчас мы с вами рассмотрим архитектурные объекты, которые были установлены в Петрозаводске в 1990-е – 2000-е годы. К таковым объектам можно отнести скульптуры на Онежской набережной. В это время на набережной устанавливаются скульптуры, подаренные столице Карелии её городами-побратимами.
Вопрос учителя. Ребята, как вы думаете, что такое города-побратимы?
Предполагаемые ответы учеников. Города-побратимы – это города, имеющие братские связи, тесные контакты между собой в каких-либо сферах.
Речь учителя. Города-побратимы – это города одной или разных стран, которые заключили между собой договоры об установлении контактов в разных сферах – экономической, культурной, духовной и др. Такого рода побратимство активно развивалось в XX веке. После окончания Второй мировой войны возникла необходимость сотрудничества и налаживания дружественных контактов между странами социалистических и капиталистических блоков. Одним из вариантов сотрудничества в сфере культуры и межличностных отношений между жителями разных стран являлось развитие побратимских связей.
В Карелии наиболее активным участником побратимских связей являлся Петрозаводск. Первым городом-побратимом Петрозаводска стал финский город Варкаус [Слайд № 8. Фото «Варкаус сегодня»]. Контакты с ним начали развиваться во второй половине 1960-х гг.
Впоследствии Петрозаводск стал активно сотрудничать с городами Франции, Германии, Швеции, Норвегии. Между жителями городов-побратимов проводились праздники Дружбы, спортивные соревнования, творческие концерты и другие мероприятия.
С течение времени между городами-побратимами установилась традиция преподносить друг другу в знак верности дружбе памятные подарки в виде скульптур. Скульптуры, подаренные Петрозаводску городами-побратимами, располагаются на Онежской набережной, которая является визитной карточкой города.
Работа с карточками
Регламент – 10 минут
Речь учителя. Сейчас мы с вами будем изучать историю появления скульптур-подарков городов-побратимов Петрозаводска на Онежской набережной. Для начала каждому из вас необходимо начертить в своих тетрадях таблицу, представленную на слайде, а затем классу нужно разделиться на четыре группы. (см. Приложение 2 – образцы исходной и заполненной таблицы).
[Слайд № 9. Таблица «Скульптуры-подарки городов-побратимов Петрозаводска на Онежской набережной»]
Каждая команда должна будет выбрать одну из четырёх перевернутых «рубашкой» карточек. На каждой из них представлена информация об истории появления той или иной скульптуры. (см. Приложение 3 – карточки с историей четырёх скульптур городов-побратимов). Задача будет заключаться в том, чтобы в ходе изучения карточек заполнить таблицу. После заполнения каждой группой колонок таблицы, необходимо дописать недостающие в ней данные. Для этого команды должны рассказать друг другу о скульптурах, которые они изучали, сделав акцент на следующих вопросах:
- какой город-побратим подарил скульптуру
- кто был автором скульптуры
- каков замысел скульптуры
- какое символическое значение было заложено в скульптуре
Команды должны внимательно выслушать выступления друг друга и сделать недостающие записи в таблице.
[Слайд № 10. Вопросы. Слайды №№ 11-14. Фотографии скульптур. Эти фотографии можно использовать в ходе поочерёдных выступлений команд с историей той или иной скульптуры]
Просмотр аудиовизуального материала
Регламент – 6 минут
Речь учителя. У нас с вами остались незаполненными ещё четыре строчки. Для этого я вам предлагаю посмотреть видеоролик и каждому записать недостающие элементы в свою таблицу.
[Слайд №15. Видеоролик о скульптурах]
IV.Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Регламент – 5 минут
Речь учителя. Итак, сегодня мы с вами познакомились с развитием монументального искусства и созданием скульптур в Карелии в XX веке.
Речь учителя. Теперь давайте повторим пройденный материал.
Фронтальный опрос:
1.Чему были посвящены скульптуры и памятники Карелии в 1930-1950-х гг.?
Ответ. В 1930-1950-х гг. памятники и скульптуры были посвящены известным политическим и культурным деятелям, простым людям, историческим событиям. Помимо этого, частно можно было встретить скульптуры животных.
2.Кто являлся автором монумента «Крест скорби»?
Ответ. Автором монумента «Крест скорби» являлся Лео Лангинен.
3.Чему посвящена монументальная композиция «Крест скорби»?
Ответ. Монумент «Крест скорби» - это памятник всем жертвам советско-финляндской войны 1939-1940-х гг.
4.В каком году был открыт памятник В. И. Ленину на площади имени 25 октября? Какое название эта площадь носит сегодня?
Ответ. В 1933 году был открыт памятник В. И. Ленину на площади имени 25 октября. Сейчас эта площадь носит название В. И. Ленина.
Речь учителя. И сейчас я вам предлагаю пройти небольшой тест, посвящённый скульптурам-подаркам городов-побратимов на Онежской набережной.
Вопросы теста (на слайдах после каждого вопроса представлен правильный вариант скульптуры):
- На этой скульптуре изображена карта звёздного неба Нойбранденбурга. Как называется эта скульптура? Под каким номером она представлена на слайде?
- Эта скульптура установлена в Петрозаводске в 1996 году. Её название имеет символическое значение в шведском национальном эпосе. Как называется эта скульптура? Под каким номером она изображена на слайде?
- Как называется скульптура, которая положила начало Саду скульптур на Онежской набережной? Под каким номером она представлена на слайде?
- Эта скульптура подарена Петрозаводску городом-побратимом Тюбингеном. Она символизирует межкультурный диалог разных народов. Как называется эта скульптура? Под каким номером она представлена на слайде?
- Укажите номер и название скульптуры, которая была подарена Петрозаводску его первым городом-побратимом Варкаусом.
- На какой скульптуре представлены цвета герба норвежской коммуны Рана, подарившей Петрозаводску этот памятный подарок? Под каким номером она изображена на слайде?
- Скульптура установлена в Петрозаводске в 2003 году. Она была подарена столице Карелии финским городом Йоэнсуу. Как называется эта скульптура? Под каким номером она показана на слайде?
- Название какой скульптуры совпадает с названием европейской сказки, на основе которой был поставлен одноимённый балет П. И. Чайковского? Под каким номером она представлена на слайде?
[Слайды №№ 16-32 . Тест «Угадай скульптуру»]
V. Итоги урока. Рефлексия
Речь учителя. Итак, мы с вами повторили материал сегодняшнего урока. Запишите пожалуйста домашнее задание. Вашей задачей будет дополнить недостающие элементы в кластере, которые показаны на слайде.
[Слайд №33. Домашнее задание]
А сейчас вам надо будет ответить на вопросы в кружочках, чтобы мы вместе могли оценить нашу деятельность на занятии.
[Слайд № 34. Вопросы рефлексии]
Ответы учеников:
На уроке я узнал(а) о…
Свою деятельность на уроке я оцениваю, как положительную/удовлетворительную/ отрицательную …
На уроке я понял(а) / не понял(а)…
На уроке мне больше всего запомнилось…
На уроке мне понравилось/ не понравилось…
Речь учителя. На этом всё. Ребята, я благодарю Вас за урок! До новых встреч!
[Слайд №35]
Приложение 1. Кластер
|
Автор – Матвей Манизер |
|
Памятник С. М. Кирову |
|
1920-е-1930-е гг.: -памятники известным советским политическим деятелям
|
|
1930-1950-е гг.: -скульптуры известных советских политических деятелей и простых людей -скульптуры животных -скульптуры, посвященные историческим событиям -скульптуры известных культурных деятелей |
|
1960-1980-е гг.: - портретные, декоративно-парковые композиции -скульптурные памятники героям ВОВ, труда, сказителям
|
|
Скульптура В. М. Сойми «Петух» |
|
Мемориальный комплекс «Братская могила и Могила Неизвестного Солдата с Вечным огнём Славы» |
|
Скульптуры-подарки городов-побратимов Петрозаводска на Онежской набережной |
|
Скульпторы – Э. Акулов и Л. Давидян Архитекторы – Э. Воскресенский и Э. Андреев |
|
Портрет Э. А. Акулова «Калевалец»
|
|
Памятник Г. Лангинена Ю. В. Андропову
|
|
1990-е -начало 2000-х гг.: - авангардистская скульптура
|
|
Монументальное искусство и скульптура Карелии XX – начала XXI вв. |
|
Автор – Лео Лангинен |
|
Монумент «Крест скорби» |
|
Памятник В. И. Ленину
|
Приложение 2
Скульптуры-подарки городов-побратимов Петрозаводска на Онежской набережной
Образец исходной таблицы
|
Название скульптуры |
Город-побратим, подаривший скульптуру |
Скульптор |
|
1.Спящая красавица |
|
|
|
2.Волна дружбы |
|
|
|
3.Единство |
|
|
|
4.Под одними звёздами |
|
|
|
5.Тюбингенское панно |
|
|
|
6.Рыбаки |
|
|
|
7.Место встречи |
|
|
|
8.Дерево желаний |
|
|
Образец заполненной таблицы
|
Название скульптуры |
Город-побратим, подаривший скульптуру |
Скульптор |
|
1.Спящая красавица |
Ла-Рошель |
Жан-Пьер Дюссайен |
|
2.Волна дружбы |
Варкаус |
Анна Кеттунен |
|
3.Единство |
Йоэнсуу |
Теппо Лауринолли |
|
4.Под одними звёздами |
Нойбранденбург |
Райнер Кессель |
|
5.Тюбингенское панно |
Тюбинген |
Б. Фогельманн и К. Гайзельхарт |
|
6.Рыбаки |
Дулут |
Р. Консуэгра |
|
7.Место встречи |
Мо-и-Рана |
Ингюн Далин и Бенте Стрёснес Хейен |
|
8.Дерево желаний |
Умео |
Кент Андерсен |
Приложение 3
Монументальное искусство и скульптура - презентация
Скульптуры-подарки городов побратимов Петрозаводска - видео



